Принято педагогическим советом МБОУ ДО ЦДО (протокол от 25.08.2022 № 3) ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования им. Б.Б.Протасова» 2 I. Общие положения । 1.1. Положение о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МБОУ ДО ЦДО. 1.2. Положение регулирует осуществление текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения в соответствии с требованиями дополнительных общеразвивающих программ. 1.3. В Положении использованы следующие определения: текущий контроль, аттестация, промежуточная аттестация освоения, дополнительной общеразвивающей программы. Цели и задачи текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся 2.1. Аттестация учащихся детских объединений МБОУ ДО ЦДО рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. 2.2. МБОУ ДО ЦДО самостоятельно осуществляет текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. 2.3. Цель текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выявление уровня формирования компетентностей, знаний, умений и навыков учащихся, развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы. 2.4. Задачи текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации: - определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области по направленностям: художественной, технической, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, - выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде творческой деятельности, - анализ полноты реализации дополнительной общеразвивающей программы детского объединения, 1 - соотнесение прогнозируемых и реальных результатов образовательной деятельности, - выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеразвивающей программы, внесение необходимых изменений в содержание и методику II. 3 образовательной деятельности детского объединения. Принципы и функции текущего контроля, промежуточной аттестации учащихся . 3.1. Текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация учащихся детских объединений строятся на следующих принципах: - объективности, - независимости оценки качества подготовки учащихся, - научности, - учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, - свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов, - открытости результатов для педагогов и их родителей (законных представителей). 3.2. В образовательном процессе МБОУ ДО ЦДО в целом, и каждого детского объединения (коллектива) в частности, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация учащихся выполняют следующие функции: - учебную - создает дополнительные условия для обобщения учащимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков, - воспитательную - является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка, - развивающую - позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы, - коррекционную - помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки образовательного процесса, ‘ - контролирующую - проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за степень усвоения дополнительной общеразвивающей программы в рамках учебного года, всего периода обучения, за результаты образовательного процесса и их объективную оценку, - социально-психологическую - дает каждому учащемуся возможность пережить «ситуацию успеха». Ш. Содержание, формы проведения и критерии оценки текущего контроля, промежуточной аттестации 4.1. Текущий контроль проводится в течение учебного года с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы, их практических знаний, умений и навыков. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу). Текущий контроль проводится в следующих формах: - J - опрос, - самостоятельная работа репродуктивного характера, - выполнение контрольных теоретических и практических заданий и IV. 4 упражнений, ' - тестирование, - анкетирование, - тематический зачет, - другие формы. 4.2. Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия, учебного года с целью определения качества реализации дополнительной общеразвивающей программы, качества теоретической и практической подготовки по общеразвивающей программе, уровня умений и навыков, сформированных у учащихся на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: - открытое занятие, - собеседование, - зачет, - защита творческой работы, - сдача нормативов, - выполнение контрольных теоретических и практических заданий и упражнений, - тестирование, - мастер-класс, - соревнование, - участие в праздниках, концертах, акциях, проектах, ярмарках, фестивалях и других мероприятиях. 4.3. При промежуточной аттестации учитываются достижения учащегося, его участие в институциональных, городских, районных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах, выставках, соревнованиях в течение всего периода освоения дополнительной общеразвивающей программы. 4.5. Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его дополнительной общеразвивающей программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам данной программы. 4.6. Личностное развитие учащихся отслеживается в конце срока реализации дополнительной общеразвивающей программы по следующим критериям: - организационно-волевые качества, - ориентационные качества, - поведенческие качества. В качестве диагностических процедур по отслеживанию личностных достижений учащихся могут использоваться следующие формы: - наблюдение, - анкетирование, - тестирование, - анализ ситуации, - игровой тренинг. V. Критерии оценки текущего контроля, промежуточной 5 аттестации 5.1. Критерии оценки результативности определяются педагогом в дополнительной общеразвивающей программе таким образом, чтобы можно было определить отнесенность учащегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий. 5.2. Во время проведения промежуточной и итоговой аттестации могут присутствовать родители (законные представители) учащихся. 5.3. Качество обученности оценивается по следующим критериям: 4 Уровень теоретической подготовки: высокий уровень - учащийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, средний уровень - у учащегося объём усвоенных знаний составляет 7050%, сочетает специальную терминологию с бытовой, низкий уровень - учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины. Уровень практической подготовки: высокий уровень - учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества, средний уровень - у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%, выполняет практические задания с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца, низкий уровень - учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при выполнении заданий, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. VI. Организация процесса аттестации •6.1. За месяц до проведения промежуточной аттестации детского объединения педагог дополнительного образования в письменном виде представляет заместителю директора график промежуточной аттестации. 6.2. На основании представленных графиков, не позже чем за неделю до начала проведения аттестации, составляется общий график проведения промежуточной аттестации в МБОУ ДО ЦДО, который утверждается приказом директора и вывешивается на доступном для всех педагогических работников месте. 6.3. Форма протокола для аттестации является обязательной для всех педагогов дополнительного образования (приложение 1). 6.4. Проведение текущего контроля учащихся осуществляется педагогом дополнительного образования. Проведение промежуточной и итоговой аттестации также осуществляется самим педагогом и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе, которые сдаются заместителю директора. 6 6.5. Результаты промежуточной и итоговой аттестации детского объединения (коллектива) фиксируются в протоколе аттестации учащихся и заносятся педагогом в учебный журнал. 6.6. По результатам участия учащихся в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях педагог заполняет форму «Достижения учащихся» (приложение 2). 6.7. Если учащийся в течение учебного года достигает высоких результатов на внутренних или внешних мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и других мероприятиях), то он считается аттестованным и освобождается от этой процедуры. 6.8. Учащиеся, освоившие содержание дополнительной общеразвивающей программы в течение учебного года и успешно прошедшие итоговую аттестацию, на основании приказа директора МБОУ ДО ЦДО переводятся на следующий год (период) обучения. 6.9. Освоение дополнительной общеразвивающей программы учащимися дошкольного возраста не сопровождается проведением промежуточной аттестации учащихся. 6.10. Протоколы аттестаций хранятся в течение,всего срока реализации дополнительной общеразвивающей программы и три года после ее завершения. 6.11. Анализ результатов аттестации осуществляется заместителем директора или методистом, оформляется аналитической справкой. Справка должна включать: - количество учащихся (в % от общего количества учащихся), полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу, причины не освоения учащимися программы, необходимость коррекции содержания программы. 7 Приложение 1 Протокол результатов аттестации учащихся за I учебный год Вид аттестации___________________________________________________ (текущий контроль; промежуточная аттестация) Детское объединение____________________________________________ Программа_______________________________________________________ Срок реализации программы____________________________________________________ __ Номер группы Год обучения Количество учащихся в группе Дата проведения аттестации. Форма проведения___________________________________________________ Форма оценки результатов_______________________________________________ ________ Результат аттестации Результат аттестации (уровень ЗУН: высокий, средний, низкий) № Фамилия, имя обучающегося Практика Теория п/п 1. 2. 3. ' 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1 10. И. 12. 13. 14. 15. ИТОГО: : Всего аттестовано учащихся. Теория Уровень ЗУН Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 20 Из них, по результатам аттестации: ____________ _______________ Практика Уровень ЗУН Всего, чел. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень г. Всего, чел. 8 Подпись ФИО педагога Приложение 2 Достижения учащихся детского объединения за период с Название объединения 1 20 Мероприятия Ф.И.О. педагога 2 3 Ф.И.О обучающегося 4 г. Достижения учащихся 5 Уровень МБОУ ДО ЦДО Художественно-эстетическое направление Туристско-краеведческое направление Техническое направление Физкультурно-спортивное направление Художественное направление Социально-педагогическое направление Муниципальный уровень Художественно-эстетическое направление Туристско-краеведческое направление -• - Техническое направление Физкультурно-спортивное направление Художественное направление Социально-педагогическое направление Региональный уровень Художественно -эстетическое направление • - 9. Туристско-краеведческое направление 1 2 3 4 Техническое направление Физкультурно-спортивное направление Художественное направление i Социально-педагогическое направление Всероссийский уровень/Международный уровень Художественно-эстетическое направление * Туристско-краеведческое направление Техническое направление в Физкультурно-спортивное направление Художественное направление Л Социально-педагогическое направление 5