2
педагогическому коллективу, учащимся, родителям учащихся (законным
представителям), партнерам.
1.1. Общие сведения
Полное наименование учреждения в соответствии со свидетельством о
регистрации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
им. Б.Б.Протасова». Сокращенное наименование в соответствии с Уставом –
МБОУ ДО ЦДО.
Организационно-правовая форма – учреждение.
Тип образовательной организации – бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации – организация дополнительного
образования.
Учредитель – муниципальное образование Красновишерский городской
округ. Функции и полномочия учредителя Центра в пределах делегированных
ему полномочий выполняет орган местного самоуправления с правами
юридического лица – Департамент муниципальных учреждений администрации
Красновишерского городского округа.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: от 30 января
2019 года № 6286 выдана Министерством образования и науки Пермского края.
Свидетельство о государственной регистрации: от 23 декабря 2002 года
№ 1025902269359 выдано межрайонной инспекцией Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам № 4 по Пермской области и Коми-Пермяцкому
автономному округу.
Адрес (место нахождения):
618590,
Россия,
Пермский
край,
Красновишерский
район,
г. Красновишерск, ул. Куйбышева, д. 11Б.
Места осуществления образовательной деятельности:
618590,
Россия,
Пермский
край,
Красновишерский
район,
г. Красновишерск, ул. Куйбышева, д. 11Б.
519592,
Россия,
Пермский
край,
Красновишерский
район,
г. Красновишерск, ул. Морчанская, д. 65А.
519590,
Россия,
Пермский
край,
Красновишерский
район,
г. Красновишерск, ул. Куйбышева, позиция 11А.
Направленность реализуемых дополнительных общеобразовательных
программ:
художественная;
физкультурно-спортивная;
туристско-краеведческая;
техническая;
естественнонаучная;
социально-гуманитарная.
Структурные подразделения:
Центр тестирования по выполнению видов испытаний (тестов),
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
3
обороне» (ГТО) на территории Красновишерского городского округа, созданный
приказом Департамента муниципальных учреждений администрации
Красновишерского муниципального района от 18 декабря 2015 года № 601.
Крытая площадка с искусственным льдом, созданная приказом МАОУ ДО
ЦДО от 29 декабря 2017 года № 152.
Детско-юношеская спортивная школа, созданная постановлением
администрации Красновишерского муниципального района от 5 сентября 2008
года № 1263.
Стипендии и иные виды материальной поддержки учащихся: не
предоставляются.
Язык образования: русский.
Форма обучения: очная.
Контакты:
- директор - 8 (34243) 3 10 75;
- заместитель директора - 8 (34243) 3 12 66;
- заместитель директора - 8 (34243) 3 07 32;
- приемная директора, специалист по кадрам - 8 (34243) 3 00 10;
- официальный сайт МБОУ ДО ЦДО: https://cdo-vishera.profiedu.ru;
- е-mail МБОУ ДО ЦДО: ksk-vishera@yandex.ru;
- социальные сети: https://vk.com/public177128151.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. № 1678 «об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Государственная программа Пермского края «Образование и молодежная
политика», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от
3 октября 2013 года № 1318-п (с изменениями на 5 июня 2024 г.).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта
2020 года № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»
(«Методические рекомендации по реализации образовательных программ
4
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
Муниципальная программа «Развитие образования Красновишерского
городского
округа»,
утвержденная
постановлением
администрации
Красновишерского городского округа от 2 марта 2023 года № 195 «Об
утверждении
муниципальной
программы
«Развитие
образования
Красновишерского городского округа».
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
им. Б.Б.Протасова» (далее – Устав, учреждение, Центр).
1.3. Административно-организационная деятельность
Управление МБОУ ДО ЦДО осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом. Управление строится на
принципах единоначалия и коллегиальности, демократичности, открытости,
приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека,
свободного развития личности. В структуру управления МБОУ ДО ЦДО входят:
Учредитель – муниципальное образование Красновишерский городской
округ. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация
Красновишерского городского округа с делегированием части полномочий
Департаменту муниципальных учреждений администрации Красновишерского
городского округа. Функции и полномочия собственника имущества Центра от
имени Красновишерского муниципального района выполняет администрация
Красновишерского городского округа.
Учредитель утверждает Устав и внесение в него изменений; принимает
решения о создании, реорганизации и ликвидации, а также об изменении его
типа; принимает решения об отнесении имущества к особо ценному движимому
имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества
объектов, закрепленных на праве оперативного управления, которые перестают
относится к видам особо ценного движимого имущества.
Директор осуществляет непосредственное руководство на основе
принципа единоначалия, выполняет общее руководство всеми направлениями
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Уставом, самостоятельно решает все вопросы деятельности, не относящиеся к
компетенции органов самоуправления.
Сферой компетенции директора является: управление научнометодической, административной, финансовой и хозяйственной деятельностью
и осуществление контроля над ними; утверждение структуры и штатного
расписания, графиков работы и расписания занятий; распределение
обязанностей между работниками, утверждение должностных инструкций;
распределение учебной нагрузки; установление заработной платы работникам, в
том числе компенсирующих и стимулирующих выплат, утверждение
образовательной программы МБОУ ДО ЦДО и дополнительных
5
общеобразовательных программ, организация разработки и утверждение
локальных актов Центра.
Заместитель директора организует, руководит и контролирует
методическую, научно-исследовательскую, инновационную деятельность,
учебный процесс, совершенствование и развитие содержания образования,
мониторинг образовательного процесса; осуществляет методическое
руководство педагогическим и детским коллективами; организует, руководит и
контролирует воспитательный процесс, обеспечивает режим соблюдения норм и
правил техники безопасности в образовательном процессе. Его же компетенцией
является процесс разработки и реализация образовательной программы,
Программы развития, координация взаимодействия между представителями
педагогической науки и практики; осуществление контроля за реализацией
дополнительных
общеобразовательных
программ,
за
повышением
квалификации и прохождением аттестации педагогических кадров, за
состоянием ведения учетной документации; контроль за соответствием
локальных актов Центра действующему законодательству Российской
Федерации. Он же организует, руководит и контролирует наполняемость
информацией официального сайта МБОУ ДО ЦДО, контролирует соответствие
официального сайта действующему законодательству.
Заместитель директора организует работу по расширению хозяйственной
самостоятельности учреждения, своевременному заключению необходимых
договоров, осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и
надлежащим техническим и санитарным состоянием зданий, сооружений,
учебных помещений, имущества учреждения в соответствии с требованиями
норм и правил безопасности жизнедеятельности, контролирует расходование
материалов и финансовых средств учреждения. Осуществляет публикацию
материалов (план закупок, реестр контрактов и договоров, отчет о выполнении
плана закупок) в сфере закупок в соответствии с действующим
законодательством в Единая информационная система в сфере закупок
zakupki.gov.ru.
1.4. Коллегиальные органы управления
Общее собрание трудового коллектива, в работе которого участвуют все
сотрудники, работающие на основе трудового договора. К компетенции общего
собрания относятся рассмотрение и утверждение изменений и дополнений в
Устав, принятие локальных актов, регулирующих трудовые отношения с
работниками, избирает представителей сотрудников в органы и комиссии,
рекомендует к поощрению и награждению работников в соответствии с Уставом.
Педагогический совет, в состав которого входят все педагогические
работники ориентирует деятельность педагогического коллектива на
совершенствование образовательного процесса, осуществляет реализацию
государственной политики по вопросам образования, подводит итоги учебновоспитательной работы и определяет задачи на учебный год в целом, принимает
решения о поощрении обучающихся, определяет порядок промежуточной и
6
итоговой аттестации, принимает локальные акты по вопросам организации
образовательной деятельности в соответствии с Уставом.
Целенаправленность и организованность процессов функционирования и
развития Центра обеспечиваются следующими основными управленческими
действиями.
Планирование включает выбор целей и плана действий по их достижению
на основе анализа деятельности, работу по разработке Программы развития.
Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и
текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях
управления.
Организация предусматривает определение связей между сотрудниками,
возникающих из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций
их совместной деятельности. Для повышения эффективности ее реализации
используется личностно-ориентированный подход к организации деятельности,
научно и практически обоснованное распределение функциональных
обязанностей среди субъектов управления, рациональную организацию труда.
Руководство предполагает мотивированную работу со всеми участниками
образовательного процесса в осуществлении запланированных действий, в
достижении поставленных целей. Руководство обеспечивает заинтересованность
всех участников образовательного процесса, их удовлетворенность своим
трудом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в
коллективе.
Контроль предполагает периодическое отслеживание текущих,
промежуточных, конечных и отдельных результатов образовательной
деятельности, сравнение этих результатов с прогнозом, в случае необходимости,
корректировку. Контроль осуществляется по шести ключевым направлениям
(санитарно-гигиенический режим, техника безопасности, образовательный
процесс, методическая работа, финансовые средства) и позволяет реализовать
главную задачу - повышение качества образовательного процесса.
II.
Аналитическое обоснование программы
2.1. Характеристика контингента учащихся
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
им. Б.Б.Протасова» предоставляет возможность обучения всем желающим детям
в возрасте от 5 до 18 лет.
Количественный состав учащихся в учебных группах, количество учебных
групп и творческих объединений определяется на основании социального заказа,
учебной нагрузки, закрепленной в дополнительных общеобразовательных
программах, санитарно-эпидемиологических требований, возраста учащихся и
условий, созданных для организации того или иного вида творческой
деятельности.
Муниципальное задание на 2023 год утверждено в количестве человекочасов по направлениям образовательных программ.
7
На 2024-2025 учебный год планируем обучать 776 учащихся в
соответствии с планом комплектования.
2.2. План комплектования Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования им. Б.Б.Протасова»
на 2024-2025 учебный год
Направленность
дополнительной
общеразвивающе
й программы
Техническая
ИТОГО
Естественнонаучная
ИТОГО
Художественная
Год
обуч
ения
Количес
тво
обучающ
ихся (по
каждой
гр.)
Кол-во
часов в
неделю
Робототехника
Робототехника
Робототехника
Техническое
моделирование
Компьютерная
графика
5
1
1
2
10
10
10
4
4
4
1360
1360
1360
Митраков В.Н.
Митраков В.Н.
Митраков В.Н.
1
10
4
1360
Митраков В.Н.
1
10
4
1360
Митраков В.Н.
50
20
6760
Природа родного края
2
12
2
350
12
2
350
Наименование
дополнительной
общеразвивающей
программы
1
Кол-во
человек
о/часов
ФИО педагога
Кичигина Р.Р.
Чудеса своими руками
1
15
4
2040
Ильиных Е.И.
Чудеса своими руками
2
12
4
1680
Ильиных Е.И
Танцевальный ритм
Танцевальный ритм
Танцевальный ритм
Волшебная кисточка
Волшебная кисточка
Волшебная кисточка
Волшебная кисточка
Волшебная кисточка
Акварелька
Акварелька
Танцуем и играем
Танцуем и играем
Танцуем и играем
Танцуем и играем
Волшебная игла
Волшебная игла
Волшебная игла
Волшебная игла
2
2
2
1
1
2
3
3
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
12
12
12
15
15
12
12
12
8
8
8
8
8
8
15
12
12
12
4
6
6
4
4
2
4
4
4
2
1
1
1
1
4
4
5
6
1680
2520
2520
2040
2040
840
1680
1680
840
700
272
272
272
272
2040
1680
2100
2520
Маленькая страна
1
10
2
680
Маленькая страна
1
10
2
680
Ильиных Е.А.
Ильиных Е.А.
Ильиных Е.А.
Савина Н.М.
Савина Н.М.
Савина Н.М.
Савина Н.М.
Савина Н.М.
Денисова О.Л.
Денисова О.Л.
Денисова О.Л.
Денисова О.Л.
Денисова О.Л.
Денисова О.Л.
Щеткина А.Н.
Щеткина А.Н.
Щеткина А.Н.
Щеткина А.Н.
Митраков В.Н.,
Ильиных Е.А.
Филипочкина С.В,
Ильиных Е.И.
8
ИТОГО
Социальногуманитарная
ИТОГО
Туристскокраеведческая
ИТОГО
Физкультурноспортивная
ИТОГО
ИТОГО ПО ОУ
22
248
ВПК «Патриот»
ВПК «Патриот»
ВПК «Патриот»
ВПК «Патриот»
ВПК «Патриот»
ВПК «Патриот»
6
Природа и творчество
Природа и творчество
2
2
2
2
4
4
Родной край
Путешествие по
родному краю
4
Школа мяча
Школа мяча
Школа мяча
Школа мяча
Школа мяча
Обучение плаванию
Плавание
Плавание
Плавание
Быстрая лыжня
Быстрая лыжня
Быстрая лыжня
Обучение катанию на
коньках
Обучение катанию на
коньках
Обучение катанию на
коньках
Юный хоккеист
Юный хоккеист
Юный хоккеист
Юный хоккеист
Юный хоккеист
Растишка
Растишка
Растишка
Волейбол
Волейбол
Волейбол
Волейбол
Волейбол
Гиревой спорт
27
67
29008
Ильиных А.Н.
Ильиных Т.В.
Ильиных Т.В.
Ильиных Т.В.
Ильиных Т.В.
Ильиных Т.В.
4
4
1680
1680
1680
2520
2520
2520
17160
2040
952
11
4
1496
Кичигина Р.Р.
1
12
4
1632
Кичигина Р.Р.
1
1
2
3
3
1
2
2
3
1
3
4
34
15
15
12
12
12
15
12
12
12
15
12
12
16
2
4
4
4
4
4
6
6
6
4
6
6
6120
1020
2040
1680
1680
1680
2040
2520
2520
2520
2040
2520
2520
Гущина Н.В.
Гущина Н.В.
Гущина Н.В.
Гущина Н.В.
Гущина Н.В.
Козлова С.С.
Козлова С.С.
Козлова С.С.
Козлова С.С.
Наумкин Н.И.
Наумкин Н.И.
Наумкин Н.И.
1
10
2
680
Долгополов А.Д.
1
10
2
680
Долгополов А.Д.
1
10
2
680
Долгополов А.Д.
3
3
3
5
5
1
2
3
1
2
2
3
3
3
12
12
12
12
12
15
12
12
15
12
12
12
12
12
333
9
9
9
9
9
1
1
1
4
6
6
6
6
9
141
3780
3780
3780
3780
3780
510
420
420
2040
2520
2520
2520
2520
3348
Долгополов А.Д.
Сидоров Н.Р.
Сидоров Н.Р.
Сидоров Н.Р.
Сидоров Н.Р.
Прибытков Ю.С.
Прибытков Ю.С.
Прибытков Ю.С.
Коряковцев Л.Э.
Коряковцев Л.Э.
Коряковцев Л.Э.
Коряковцев Л.Э.
Коряковцев Л.Э.
Антипин А.П.
776
300
4
4
4
6
6
6
1
1
12
12
12
12
12
12
72
15
7
1
Кичигина Р.Р.
Кичигина Р.Р.
9
2.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Характеристика педагогического персонала по уровню образования:
Уровень образования
Учебный год
Высшее
2022-2023
К-во/%
15/65%
2023-2024
16/65%
Среднее
Начальное
Среднее/незакон
профессиональное профессиональное ченное высшее
К-во/%
К-во/%
К-во/%
7/31%
0
1/4%
6/31%
2024-2025
0
1/4%
0
1/4%
Характеристика педагогического персонала по категории:
Квалификационные категории
Учебный год
Высшая
К-во/%
2/9%
1/5%
2022-2023
2023-2024
2024-2025
Первая
К-во/%
6/26%
6/31%
Вторая
К-во/%
0
0
Соответствие
занимаемой
должности
К-во/%
10/43%
9/47%
Без
категории
К-во/%
5/22%
5/26%
Характеристика педагогического персонала по возрасту:
2022-2023
20-30 лет
К-во/%
4/17%
Возрастной состав
30-55 лет
К-во/%
11/48%
Старше 55 лет
К-во/%
8/35%
2023-2024
4/17%
11/48%
8/35%
Учебный год
2024-2025
Ведущая роль в организации жизнедеятельности Центра как целостной
системы
отводится
педагогическому
коллективу,
объединяющему
непосредственных субъектов общения с детьми. Движение педагогического
коллектива к высокому уровню зрелости предполагает, с одной стороны,
максимальное сохранение неповторимой индивидуальности каждого педагога, с
другой стороны – формирование сплоченной общности профессионаловединомышленников, способной коллегиально решать проблемы обновления
содержания и организации образовательно-воспитательной деятельности
Центра. Все педагоги к началу 2024-2025 учебного года прошли курсовую
подготовку.
В 2024-2025 учебном году в команду педагогов Центра вливается молодой
педагог – тренер по хоккею.
10
Материально- техническая база
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования
им. Б.Б.Протасова» размещается в трех зданиях: культурно-спортивного
комплекса, лыжной базы, крытой площадки с искусственным льдом. Для
организации образовательного процесса имеются 4 учебных кабинета, 1
спортивный зал, 2 бассейна (большой и малый), 1 танцевальный кабинет, 2
медицинских кабинета, 2 комнаты инструкторов, 6 административных
кабинетов. Санитарно-техническое состояние зданий удовлетворительное.
Температурный, тепловой и воздушный режим помещений поддерживается на
оптимальном уровне. Ежегодно в летний период проводится косметический
ремонт помещений и арены крытой площадки с искусственным льдом.
Территория Центра благоустроена и озеленена, оснащена спортивными
тренажерами.
Центр имеет доступ в сеть Интернет, официальный сайт с наличием
режима для слабовидящих, постоянно функционирующую электронную почту,
группу в социальной сети «ВКонтакте».
Закупки осуществляются за счет средств муниципального бюджета и от
приносящей доход деятельности МБОУ ДО ЦДО.
2.4.
11
III.
3.1.
Ведущие концептуальные подходы к организации
образовательного процесса
Цель и задачи образовательной деятельности Центра
Цель образовательной программы – создание целостной системы
поддержки и развития учащихся, способствующей раскрытию их творческого
потенциала, самоопределению в условиях инновационной и развивающейся
образовательной среды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
развивать у учащихся творческие, изобретательские, исследовательские и
спортивные компетенции средствами дополнительного образования;
выявлять и развивать природные задатки и способности учащихся,
проявляющих повышенный интерес к творчеству, занятиям спортом, науке,
техническому творчеству и учебно-исследовательской деятельности;
совершенствовать воспитательное пространство;
повышать уровень профессионального мастерства педагогических
работников;
модернизировать
программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса;
совершенствовать техническую инфраструктуру учреждения;
устанавливать партнёрские отношения с организациями и учреждениями
по вопросам развития всех направлений деятельности МБОУ ДО ЦДО.
Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения
образовательного процесса
Образовательный процесс в МБОУ ДО ЦДО направлен на создание
условий для самореализации учащихся через достижение личного успеха в
освоении избранного вида деятельности, вовлечение в волонтерскую
деятельность, то есть для личностного творческого самоопределения на основе
собственного практического опыта.
В объединениях Центра могут заниматься дети в возрасте от 5 до 18 лет.
Набор и прием детей в творческие объединения учреждения осуществляется в
период с 25 августа по 30 сентября. Допускается прием учащихся в объединения
Центра в течение всего учебного года на вакантные места.
В течение учебного года учащиеся могут перейти из одного объединения
в другое.
Центр не фиксирует жестких возрастных траекторий развития учащихся, а
исходит из их индивидуальных запросов и способностей.
Организация
учебных
занятий
в
творческих
объединениях
регламентируется дополнительными общеобразовательными программами,
прошедшими внутреннюю экспертизу и представленными на педагогическом
совете Центра.
3.2.
12
С учетом возрастных особенностей, учащихся большая часть времени
отводится практическим занятиям и активным формам работы: практикумам,
соревнованиям, конкурсам, выставкам, экскурсиям.
Структурирование и подготовка учебного материала предусматривает
учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей, направленность
образовательного процесса на «зону ближайшего развития» ребенка, выделение
в содержании обучения нескольких уровней, выбор которых определяется
составом группы.
Подготовка учащихся к основному виду деятельности (мотивационный
этап) осуществляется как за счет восстановления в памяти опорных знаний,
предшествующего опыта, на котором будет строиться новый материал, так и
организации совместной работы группы и педагога на договорной основе:
хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся Центра может проходить
в виде заслушивания доклада, реферата, разработки, презентации проектов,
обсуждения лучшей работы, участия в выставке, конкурсе, ярмарке,
соревновании.
Дополнительное образование сегодня - необходимое звено в воспитании
многогранной личности, способной мыслить универсально. Переходя в режим
развития, мы стремимся определить специфику своей деятельности, включиться
в поиск нового содержания образования, осмыслить научно-методические
основы образовательно-воспитательного процесса и освоить новые формы
методической работы.
Основной целью методической работы является создание условий для
развития творческого потенциала педагога, совершенствования его
профессиональной компетенции и педагогической культуры.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1.
Обеспечение педагогов необходимой информацией по основным
направлениям развития дополнительного образования.
2.
Обеспечение непрерывного роста профессионального мастерства
педагогов
3.
Оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.
4.
Формирование теоретической и практической готовности педагогов
к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс
новых педагогических технологий (проектной, исследовательской, технологии
интерактивного обучения).
В Центре совершенствуется механизм управления качеством образования,
создана система внутренней оценки.
Для организации внутренней оценки качества образования:
утверждены ежеквартальные темы и формы контроля;
каждому педагогу определено проведение открытого мероприятия, на
которое приглашаются и родители, и педагоги;
13
ведем своё сообщество «ВКонтакте», реагируем на предложения
родителей, детей, социума;
в критериях эффективности и оценке деятельности педагогов самые
высокие баллы определены за участие и победы детей, самих педагогов, за
подготовку портфолио учащихся.
В современных условиях Центр освоили новые формы обучения:
дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании.
Дистанционные
образовательные
технологии
реализуются
с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических
работников.
Для перевода учащегося на обучение с применением дистанционных
образовательных технологий информируются учащиеся и их родители
(законные представители): знакомят с расписанием и формами занятий,
графиком проведения текущего контроля и итогового контроля.
Занятия с применением дистанционных образовательных технологий
могут включать:
разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
online-занятие, видео лекция; online-консультация;
фрагменты и материалы доступных образовательных Интернетресурсов;
инструкции по выполнению практических заданий;
дидактические материалы/ технологические карты;
тестовые задания;
контрольные задания.
Изучение теоретического материала можно организовать различными
способами:
использование готовых тематических видео лекций;
проведение занятий в режиме онлайн;
размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу подготовить вопросы для
самоконтроля и закрепления материала.
При организации занятия не ограничивать общение с учащимися
перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не
терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать
занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность
индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры).
Важными компонентами эффективного занятия являются создание
благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации
успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного
подхода к учащимся.
IV. Учебный план
Учебный план Центра составлен в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
14
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 г. № 1678 «об
утверждении правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»
постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
государственной программой Пермского края «Образование и молодежная
политика», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от
3 октября 2013 года № 1318-п;
муниципальной программой «Развитие образования Красновишерского
городского
округа»,
утвержденной
постановлением
администрации
Красновишерского городского округа от 2 марта 2023 года № 195 «Об
утверждении
муниципальной
программы
«Развитие
образования
Красновишерского городского округа»;
лицензией на осуществление образовательной деятельности (серия 59ЛО1
№ 0004240 регистрационный № 6286) выдана Государственной инспекцией по
надзору и контролю в сфере образования Пермского края 30 января 2019 года.
Учебный план определяет направленность и содержание обучения
конкретных детских объединений, отражает особенности Центра, разработан с
учетом текущих условий, возрастных и психофизиологических особенностей
детей и подростков.
В 2024-2025 учебном году запланирована реализация образовательных
программ дополнительного образования детей шести направленностей:
художественная;
физкультурно-спортивная;
туристско-краеведческая;
техническая; социально-гуманитарная; естественнонаучная.
15
Перечень программ, реализуемых в МБОУ ДО ЦДО
в 2024-2025 учебном году
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Название дополнительной
Срок реализации
общеобразовательной программы
Физкультурно-спортивное направление
«Школа мяча»
3 года
«Начальное обучение плаванию» (стартовый
2 года
уровень)
«Гиревой спорт»
5 лет
«Растишка»
3 года
«Быстрая лыжня»
5 лет
«Плавание»
3 года
«Юный хоккеист»
5 лет
«Волейбол»
4 года
Техническое направление
«Компьютерная графика»
2 года
«Робототехника»
2 года
«Техническое моделирование»
2 года
Художественное направление
«Чудеса своими руками»
«Волшебная игла»
«Волшебная кисточка»
«Маленькая страна»
«Умелые ручки»
6 лет
4 года
3 года
1 год
2 года
Туристско-краеведческая направленность
20.
21.
22.
23.
«Родной край»
Естественнонаучная направленность
«Природа родного края»
Социально-гуманитарная направленность
«Юный патриот»
«Патриот»
2 года
2 года
2 года
2 года
В соответствии со спецификой учреждения 30% от общего числа
дополнительных общеобразовательных программ составляют программы
художественной
направленности
и
35%
физкультурно-спортивной
направленности, что отвечает приоритетным задачам развития дополнительного
образования в Красновишерском городском округе.
Научно-методическое
сопровождение
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ составлено в соответствии с
требованиями к написанию дополнительных общеобразовательных программ и
раскрывает: используемые материалы, инструменты, оборудование; технологии,
методы, приёмы; формы проведения учебных занятий; формы подведения
итогов; методические ресурсы для педагогов и учащихся.
16
Содержание
дополнительных
общеобразовательных
программ
предусматривает использование здоровье сберегающих технологий, как на
учебных занятиях, так и во вне учебного времени (досуговые мероприятия).
Актуальность реализации указанных в учебном плане дополнительных
образовательных программ определена социальным заказом детей и их
родителей.
Для реализации учебного плана в 2024-2025 учебном году необходимо 17
штатных единиц педагогов дополнительного образования и тренеровпреподавателей, 3 методистов и 3 педагогов-организаторов.
Режим учебно-воспитательного процесса определяется в соответствии со
санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
учреждениям
дополнительного
образования
детей,
санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19).
МБОУ ДО ЦДО работает в режиме полной недели (без выходных дней),
начало работы в 08.00 часов, окончание – в 21.00;
продолжительность одного учебного занятия составляет от 30 до 45 минут,
перерыв между занятиями 5-15 минут;
максимальный объём учебной нагрузки определяется Правилами приема и
дополнительной образовательной программой и не превышает 12 часов в
неделю: в учебные дни – 1,5-3 часа, в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
Средняя наполняемость учебных групп составляет 12-13 человек, что
соответствует допустимым нормам соотношения площади помещений и
количества обучающихся, рекомендованным санитарно-эпидемиологическими
требованиями к учреждениям дополнительного образования.
Наполняемость в учебных группах для детей с ограниченными
возможностями здоровья 6-8 человек; дошкольников, учащихся в объединениях
технической направленности может составлять 10 человек.
Начало учебного года – 1 и 11 сентября, окончание учебного года – 25 мая;
продолжительность учебного года – 34 учебные недели для первого года
обучения, 35 учебных недель для второго и последующих годов обучения, для
совместителей – 31 учебная неделя.
Изменения и коррективы в учебный план могут быть внесены в
следующем порядке:
по результатам комплектования учебных групп (до 30 сентября 2023 года)
на основании заявления педагога дополнительного образования и приказа
директора МБОУ ДО ЦДО, в соответствии с показателями объёма
муниципальной услуги и санитарно-эпидемиологическими требованиями;
академические часы дополнительных образовательных программ могут
варьироваться на основе комплектования учебных групп, с учетом
утвержденного планом объема педагогических часов,
в случае обучения в дистанционном формате.
Учебный план
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования им. Б.Б.Протасова» на 2022-2023 учебный год
Направлен
ность
программ
Техническая
Название
программы
Ф.И.О. педагога
Компьютерная
графика
Митраков В.Н.
1/4
1/4
2 гр./8 час.
20
Робототехника
Митраков В.Н.
1/4
1/4, 1/4
3 гр./12 час.
30
Компьютерное
моделирование
Митраков В.Н.
1/4
1 гр./4 час.
10
Мультистудия
«Центр»
Митраков В.Н.,
Халлиулина Л.В.
1/2, 1/2
2 гр./4 час.
20
8 гр./28 час.
80
2 гр./8 час.
27
4 гр./19 час.
51
1 гр./4 час.
6
5 гр./18 час.
56
2 гр./4 час.
20
3 гр./12 час.
42
26 гр./112 час.
308
1/4
1/4
Волшебная игла
Щеткина А.Н.
1/4
1/4
Умелые ручки
Волшебная
кисточка
Денисова О.Л.
Фитнес-кидс
ИТОГО
6 г.о.
3 гр./
12 час.
Ильиных Е.И.
Маленькая страна
5 г.о.
5 гр./
16 час.
Чудеса своими
руками
Митраков В.Н.,
Чучкалова Д.А.,
Халлиулина Л.В.
Кичигина Р.Р.
Чучкалова Д.А.
4 г.о.
Всего
человек
2 г.о.
Савина Н.М.
3 г.о.
Всего групп/
часов в неделю
1 г.о.
ИТОГО
Художественная
Всего групп/часов в неделю
1/5
1/6
1/4
1/4, 1/4
1/4, 1/4
1/4
1/2,
1/2
1/4, 1/4
15 гр./
67 час.
1/4
7 гр./
28 час.
3 гр./
11 час.
1 гр./
6 час
18
Физкультурноспортивная
Начальное
обучение
плаванию
Школа мяча
Волейбол
Козлова С.С.
1/4
1/4
Гущина Н.В.
Коряковцев Л.
1/2, 1/4
1/4, 1/4
1/6
Юный хоккеист
Растишка
Сидоров Р.Н.
Прибыткова Е.В.
1/2
1/1, 1/1
ИТОГО
Туристскокраеведческая
Родной край
Кичигина Р.Р.
ИТОГО
Естественнонаучная
Социально –
гуманитарная
Природа родного
края
ИТОГО
Физкультурноспортивная
2 гр./
8 час.
4 гр./14 час.
54
1 гр./4 час.
15
1 гр./4 час.
15
3 гр./14 час.
42
5 гр./24 час.
60
8 гр./42 час.
102
1 гр./9 час.
12
2 гр./12 час.
2 гр./13 час.
3 гр./27 час.
24
27
36
8 гр./61 час.
99
ВСЕГО
69 гр./313 час.
796
1/6
1/4, 1/4
1/4
1/6, 1/6
1 гр./
4 гр./
4 час.
20 час.
Детско-юношеская спортивная школа
Козлова С.С.
Наумкин Н.И.
Сидоров Н.Р.
183
2 гр./
6 час.
Ильиных Т.В.
Плавание
Быстрая лыжня
Юный хоккеист
18 гр./67 час.
54
Патриот
Антипин А.П.
15
39
4 гр./14 час.
Ильиных А.Н.
Гиревой спорт
1 гр./2 час.
3 гр./3 час.
1/4, 1/4
Патриот
2 гр./
2 час.
56
24
1/4, 1/2
1 гр./
4 час.
1/4, 1/4
1 гр./
4 час.
5 гр./18 час.
2 гр./12 час.
9 гр./
46 час.
1/4
ИТОГО
1/1
27
6 гр./
15 час.
Кичигина Р.Р.
ИТОГО
1/4
1/6
2 гр./8 час.
3 гр./
18 час.
1/9
1/6
1/4
1 гр./
4 час.
30 гр./
113 час.
18 гр./
82 час.
1/9, 1/9
3 гр./
24 час.
11 гр./
59 час.
1/6
1/9
2 гр./
15 час.
8 гр./
41 час.
1/9
2 гр./
18 час.
2 гр./
18 час.
19
Количество учащихся МБОУ ДО ЦДО по направлениям деятельности
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ИТОГО
Наименование направления деятельности
Техническое
Художественное
Физкультурно-спортивное, в т.ч. ДЮСШ
Туристско-краеведческое
Естественно-научное
Социально-гуманитарное
Количество обучающихся/% от общего
количества
80/8,1%
234/39%
275/35,4% (в т.ч. 75 – ДЮСШ)
54/3,3%
15/1,8%
102/12,4%
760
20
V.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс носит личностно-ориентированный характер.
Педагоги работают по дополнительным общеобразовательным программам,
составленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их
структуре и содержанию.
В качестве основы программной деятельности учреждения выделяются
следующие характеристики образования:
образование, основанное на интересах, потребностях детей, на свободе
выбора ребенком области, форм познания, деятельности и творчества;
образование, организующее и обеспечивающее персонификацию
личности, ее развитие и, поэтому находящееся вне рамок образовательных
стандартов;
образование,
направленное
на
раннюю
профориентацию,
самоопределение личности.
5.1. Характеристика образовательных программ
Содержание
образовательной
деятельности
определяется
дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами.
Общим признаком образовательных программ МБОУ ДО ЦДО является их
направленность на приобщение детей к художественно-эстетической,
физкультурно-спортивной деятельности, развитие творческого мышления и
навыков проектной и исследовательской работы.
Программы ориентированы на решение задач развития общей культуры
личности, адаптации ребенка к жизни в современном обществе, формирование
личности, обладающей проективным отношением к миру и способной к
сотрудничеству с другими людьми, создание условий для осознанного выбора
подростком будущей профессии и формирование им своих жизненных планов.
Каждая образовательная программа дополнительного образования детей
включает в себя следующие структурные элементы.
1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
направленность (профиль) программы,
актуальность программы,
отличительные особенности программы (новизна, педагогическая
целесообразность, отличия),
адресат программы,
объём программы,
формы обучения и виды занятий по программе,
срок освоения программы,
режим занятий.
2. Цель и задачи программы.
3. Содержание программы:
учебный план,
содержание учебно-тематического плана.
21
4. Планируемые результаты.
5. Комплекс организационно-педагогических условий:
календарный учебный график,
условия реализации программы,
формы аттестации/контроля,
оценочные материалы,
методические материалы.
6. Список литературы.
Дополнительные общеобразовательные программы технической
направленности ориентированы на развитие технических и творческих
способностей
учащихся,
организацию
научно-исследовательской
деятельности, профессионального самоопределения учащихся. На занятиях
ребята знакомятся с основами конструирования и моделирования, осваивают
навыки работы с ПК.
Дополнительные общеобразовательные программы художественной
направленности ориентированы на развитие художественного творчества
детей, передачу духовного опыта человечества, воспитание творческой
личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка.
Основной целью данного направления является художественно-эстетическое
развитие личности ребёнка и формирование творческих способностей
учащихся.
Дополнительные общеобразовательные программы
социальнопедагогической направленности ориентированы на развитие основ
социализации, развитие социальных способностей и социальной одаренности,
формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с
другими людьми на основе толерантности и веротерпимости, на создание
условий для личностного и профессионального самоопределения.
Дополнительные общеобразовательные программы туристскокраеведческой направленности способствуют приобретению новых знаний и
умений по ориентированию на местности, освоению различных способов
выживания в природной среде, экологическому воспитанию, воспитанию
чувства ответственности за себя и товарищей, знакомство с природными
богатствами родного края, получения навыков исследовательской
деятельности.
Дополнительные общеобразовательные программы
естественнонаучной направленности рассчитаны на учащихся младшего и
среднего школьного возраста, способствуют воспитанию любви к малой
родине, дают основы знаний о растительном и животном мире нашего края,
России, ориентированы на проблемы по экологии.
Дополнительные общеобразовательные программы физкультурноспортивной направленности доступны всем возрастным категориям.
Основной задачей обучения по программам является развитие физического
22
совершенствования, создание благоприятных условий для формирования у
учащихся стремления к здоровому образу жизни.
Дополнительные общеобразовательные программы характеризуются
открытостью, что позволяет вносить в них изменения, диктуемые
государственной образовательной политикой или обусловленные социальным
заказом учащихся и их родителей (законных представителей).
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические
технологии, формы, методы и приемы
Организация учебного процесса является фундаментом образовательной
системы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит
от возможности педагога оказать профессионально компетентную помощь
учащимся в формировании основных компонентов учебной деятельности с
учетом их индивидуальных особенностей, овладении элементарными
умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и
отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества, развитии способности
совершать осознанный и нравственный выбор в учебных и других жизненных
ситуациях.
Личностно-ориентированный подход призван выступать в качестве
ведущей методологической ориентации в деятельности педагогов. Идеям
самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, успеха, доверия
и поддержки отводится роль дидактических принципов. Технологическая
составляющая данного подхода имеет важное значение при определении
педагогом форм и способов организации процесса обучения на конкретном
учебном занятии. Для организации личностно-ориентированного учебного
взаимодействия педагогу целесообразно применять следующие приемы и
методы: приемы актуализации субъектного опыта учащихся; методы диалога;
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
игровые методы; рефлексивные приемы и методы; методы диагностики и
самодиагностики.
Внедрение обучения с применением дистанционных образовательных
технологий - это занятия с использованием бесплатных информационных
ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами
с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей, определенных
педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через
электронную почту, чаты, социальные сети, телефон.
При организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий следует учитывать возрастные
особенности учащихся, определить степень участия родителей в
сопровождении младших школьников; предложить такие формы работы и
виды деятельности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно.
При проведении дистанционных занятий педагоги руководствуются
требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях». Продолжительность онлайн-занятия, а также время
5.2.
23
самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом
или другим электронным носителем не должно превышать 20 минут (для
обучающихся 1-2 классов), 25 минут (для обучающихся 3-4 классов).
Продолжительность онлайн-занятия для обучающихся среднего и старшего
школьного возраста - 30 минут.
При осуществлении процесса обучения могут быть использованы такие
педагогические технологии и методики, как: педагогическая мастерская;
проектные технологии; ТРИЗ; методики продуктивного, проблемного
обучения; технология развития критического мышления; методики
развивающего обучения.
Важно, чтобы при их применении педагог избирал индивидуальность
ребенка и процесс ее развития в качестве главного предмета своей
педагогической деятельности.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
личностей учащихся, на развитие и проявление их индивидуальных
особенностей следует использовать разнообразные формы проведения
занятий. Необходимо в процесс обучения включать следующие формы
проведения занятий:
занятие-экскурсия; занятие-путешествие; занятие-зачет; занятиесоревнование; занятие-взаимообучение; интегрированное занятие; занятиеаукцион; занятие-игра.
5.3. Результаты реализации дополнительных общеобразовательных
программ
Результативность совместной творческой деятельности педагога и
учащихся оцениваются в ходе реализации мероприятий промежуточной и
итоговой аттестации. Цель промежуточной и итоговой аттестации - выявление
уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их
соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ.
Задачами промежуточной и итоговой аттестации являются:
определение уровня творческой подготовки учащихся в конкретной
образовательной области;
выявление степени сформированности практических умений и навыков
учащихся в выбранном ими виде творческой деятельности;
создание условий для обобщения и осмысления учащимися
теоретических и практических знаний, умений и навыков, полученных в ходе
образовательного процесса в Центре, для осознания уровня его развития;
анализ полноты реализации дополнительной образовательной
программы;
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов образовательного
процесса;
внесение необходимых корректив в содержание образовательной
деятельности объединения.
24
В образовательном процессе Центра в целом и каждого объединения в
частности промежуточная и итоговая аттестация выполняет ряд функций:
учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и
осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний,
умений и навыков;
воспитательную, так как является стимулом к расширению
познавательных интересов и потребностей ребенка;
развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального
развития и определить перспективы;
коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и
устранить объективные и субъективные недостатки образовательного
процесса;
социально-психологическую,
так
как
каждому
учащемуся
предоставляется возможность пережить ситуацию успеха.
Форма и содержание мероприятий процедуры промежуточной и
итоговой аттестации определяются с учётом специфики образовательной
области, дистанционных форм обучения, в которых реализуется
дополнительная общеобразовательная программа и в соответствии с её
прогнозируемым результатами. Формами проведения промежуточной и
итоговой аттестации могут быть: занятие, мероприятие, зачет, экзамен,
творческий отчет, тестирование, защита творческих работ и проектов,
выставка, стендовый доклад, собеседование, соревнование. Результаты
аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было
определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым
ребенком;
полноту выполнения образовательной программы;
обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год
обучения;
результативность самостоятельной деятельности учащегося в течение
всего учебного года.
Форма проведения мероприятий промежуточной и итоговой аттестации,
система оценивания результатов учащихся определяется педагогом и
закрепляется в программе.
5.4.
Содержание и организация воспитательной деятельности
5.4.1. Воспитательная работа в рамках учебного года
Воспитательная работа в Центре является важной составляющей
образовательного процесса, она имеет дополнительную образовательную
функцию, направлена на удовлетворение потребностей детей в отдыхе,
самореализации, общении. При отборе содержания внутриучрежденческих
дел и выборе форм их проведения учитывается возможность социализации
учащихся,
развития
творческих
способностей,
формирования
общечеловеческих ценностей и правового самосознания.
25
Приоритетными направлениями воспитательной работы являются:
«Гражданско-патриотическое воспитание», «Интеллектуальное воспитание»,
«Здоровьесберегающее
воспитание»,
«Культура
безопасности»,
«Экологическое воспитание» и «Воспитание семейных ценностей».
Воспитательная работа реализуется на учебных занятиях, массовых
мероприятиях, а также через участие в муниципальных, краевых,
Всероссийских, международных акциях и мероприятиях.
Опыт организации содержательного досуга с детьми свидетельствует,
что:
сложившаяся система проведения массовых мероприятий способствует
становлению общей культуры детей;
содержание и формы организации массовых мероприятий позволяют
решать задачи профилактической работы: формируют навыки здорового
образа жизни, пропагандируют законопослушное поведение, прививают
навыки осознанного поведения на дорогах;
ребята, посещающие детские объединения несколько лет, активно
включаются в работу по подготовке и проведению мероприятий внутри
Центра;
расширяется содержание мероприятий.
Содержание воспитательной работы Центра направлено на и
социализацию учащихся и строится на создании долговременных условий для
творческого развития учащихся с использованием воспитательных
технологий.
При отборе содержания воспитания педагогическим коллективом
учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся,
специфика и уровень развития коллектива, тенденции развития личности,
традиции Центра: «День открытых дверей», «Творческий поезд», «Новый год
стучится в двери!», «Дорогим, любимым посвящается!», «Любим и помним»
Большое внимание уделяется мероприятиям и проектам, посвященным
Великой Отечественной войне: «Победа наших дедов – наша победа»,
дистанционные конкурсы «Вместе на мирной земле», интернет-соревнования,
шествие «Бессмертного полка», ежегодные соревнования по лыжным гонкам,
посвящённые памяти Героя Советского Союза В.П. Лоскутова.
В Центре ведется работа с родителями (законными представителями)
учащихся: ежегодно педагоги организуют родительские собрания в начале
творческого года, приглашают родителей на открытые занятия, проводят
совместные мероприятия детей и родителей. Как правило, родители являются
постоянными участниками мероприятий, конкурсов по изготовлению
совместных поделок, приуроченных к различным праздникам и акциям.
Особенности воспитательной работы в Центре заключаются в отходе от
проведения отдельных воспитательных мероприятий и создании единого
воспитательного пространства, единой воспитательной среды, сущностью
которой является воспитательное воздействие (взаимодействие) в
образовательном процессе. Воспитательная работа в Центре - это не только
занятия по предметам, а среда общения, деятельностной самореализации,
26
социально-педагогической поддержки ребенка на пути самопознания,
самоопределения.
Большое внимание уделяется добровольческой (волонтерской
деятельности. В 2023 году на базе Центра создан ДоброЦентр - это центр
общественного развития, где поддерживают реализацию добровольческих,
благотворительных и гражданских инициатив. Открыв «Добро.Центр», мы не
только продолжаем осуществлять свою деятельность, но и работаем по
привлечению жителей к добровольческой и общественной деятельности, к
реализации социальных проектов.
5.4.2. Летняя оздоровительная работа
Особое внимание в Центре уделяется организации летнего отдыха детей.
С учетом интересов, способностей и уровня развития учащихся педагогами
Центра используются различные формы организации летнего отдыха детей:
лагерь с дневным пребыванием; профильные лагеря (физическая культура и
спорт); отдыха и досуга, с 2019 года - тренировочный процесс учащихся
(лыжи, хоккей, гири).
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием является досуговой,
основная цель которой - наполнить активно-деятельным, эмоционально и
психологически комфортным содержанием свободное время ребёнка.
Программа летнего оздоровительного лагеря основывается на
следующих принципах:
приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности
временного разновозрастного коллектива;
включённость детей в социально значимые отношения; открытость для
межличностного общения; ориентация на гуманистический характер игры;
соотношение в игре управления и самоуправления; принцип рефлексивного
последствия.
В спортивных профильных отрядах – закрепление спортивных умений и
навыков.
В лагере досуга и отдыха – продолжение тренировочного процесса.
В июне 2022 года в Центру реализован краткосрочный педагогический
проект «Малый город – большая история»
5.5. Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая работа - деятельность, направленная на успешную
организацию образовательного процесса и ориентированная на современные
достижения в педагогической науке. В МБОУ ДО ЦДО методическую работу
организуют: директор, заместитель директора, методисты, педагогиорганизаторы, социальный педагог, педагог-психолог. План методической
работы составляется на каждый учебный год в соответствии с результатами
диагностики затруднений педагогов, выявленных в ходе административного
контроля, анкетирования, итоговой аттестации учащихся, аттестации
педагогов.
5.6. Система повышения педагогического мастерства
27
В Центре строится система работы по повышению педагогического
мастерства, которая состоит из взаимосвязанных элементов.
1.
Ежегодный анализ образовательного процесса позволяет
определить цели и задачи работы педагогического коллектива на учебный год
и сформулировать единую методическую тему, работа над которой позволяет
педагогам решать частные методические задачи в рамках коллективной
работы над единым проектом.
2.
Работа по самообразованию представляется педагогами на
педагогических советах, на семинарах, конференциях, конкурсах различного
уровня. Работа по самообразованию строится следующим образом: анализ
собственной профессиональной деятельности; анализ применяемых методов,
технологий обучений; анализ результатов деятельности; посещение занятий,
мероприятий коллег; выбор темы в соответствии с общей методической темой
учреждения.
3.
Открытые занятия. В рамках методической работы и повышения
уровня педагогической квалификации педагогов ежегодно организуется и
проводится цикл открытых занятий и мероприятий.
4. Участие в конкурсах. Ежегодно педагоги и учащиеся принимают
участие в конкурсах различного уровня и различных направлений.
5.
Обобщение передового педагогического опыта осуществляется
через участие в конкурсах профессионального мастерства, в проведении
открытых занятий, выступлениях на педагогических советах и семинарах.
6. Курсы повышения квалификации (не реже 1 раза в три года)
Ожидаемые результаты реализации образовательной
программы
Сохранение и увеличение контингента учащихся.
Увеличение количества учащихся – участников конкурсных
мероприятий.
Повышение квалификации и рост профессионализма педагогов.
Формирование банка методической продукции.
Развитие технической инфраструктуры МБОУ ДО ЦДО.
Развитие сети социальных партнёров.
VI.
VII. Мониторинг результатов образовательной программы и их
оценка
Мониторинг результатов реализации образовательной программы будет
осуществляться по трем направлениям:
оценивание результатов деятельности МБОУ ДО ЦДО,
оценивание результатов деятельности педагогов,
оценивание результатов деятельности обучающихся.
1. Оценивание результатов деятельности Центра будет проводиться по
следующим направлениям.
28
Условия развития творчества учащихся - качество материальнотехнического, кадрового, программно-методического обеспечения.
Процесс сетевого взаимодействия - количество учреждений,
участвующих в учебно-воспитательном процессе Центра; количество
учащихся и педагогов, принявших участие в мероприятиях различного уровня.
2. Оценивание результатов деятельности педагогов будет проводиться
по следующим направлениям.
Образовательный процесс в детском объединении - выполнение
образовательной
программы,
использование
информационнокоммуникационных технологий, сохранность контингента учащихся,
организация мероприятий, участие в мероприятиях, конкурсах.
Достижения педагогов оцениваются на основании портфолио педагога и
творческого объединения.
3. Оценивание результатов деятельности обучающихся будет
проводиться по следующим направлениям.
Внешние достижения учащихся в рамках направлений деятельности
творческого объединения (оцениваются на основании портфолио).
Регулярность оценивания – два раза в год (декабрь, май)
Мониторинг результатов обучения ребенка по образовательной
программе:
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
1
2
Степень выраженности
оцениваемого качества
3
1. Теоретическая подготовка
1.1. Теоретические Соответствие Минимальный уровень –
знания
по теоретических овладение менее 1/2 объема
основным разделам знаний
предусмотренных
программой
учебнопрограммным знаний.
тематического
требованиям
Средний уровеньплана программы
объем
усвоенных
знаний
составляет более 1/2 объема,
предусмотренного программой.
Максимальный уровень овладение практически всеми
знаниями,
предусмотренными
программой
Возмо
жное
число
баллов
Методы
диагностики
4
5
1
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос
5
10
29
1.2. Владение
специальной
терминологией
Осмысление и
правильность
использования
специальной
терминологии
Минимальный уровень обучающийся, как правило,
избегает употреблять
специальные термины.
Средний уровень –
обучающийся сочетает
специальную терминологию с
бытовой.
Максимальный уровень специальные
термины
употребляются осознанно и в
полном объеме
2. Практические навыки
1
2
3
2.1. Практические Практические Минимальный уровень умения и навыки, умения и
овладение менее 1/2 объема
предусмотренные навыки,
предусмотренных умений и
программой
(по предусмотренн навыков.
основным разделам ые программой Средний уровень –
учебно(по основным объем усвоенных умений и
тематического
разделам
навыков составляет более ½ от
плана программы) учебноположенного программой.
тематического Максимальный уровень плана
овладение практически всеми
программы)
умениями и навыками,
предусмотренными программой
за конкретный период
2.2.
Владение Отсутствие
Минимальный уровень специальным
затруднений в обучающийся
испытывает
оборудованием и обращении со серьезные
затруднения
при
оснащением
специальным работе с оборудованием.
оборудованием Средний уровень –
и оснащением обучающийся
испытывает
некоторые
затруднения
при
работе с оборудованием
Максимальный уровень обучающийся не испытывает
затруднения при работе с
оборудованием
1
Собеседовани
е
5
10
4
1
5
Контрольное
задание
5
10
1
5
10
Контрольное
задание
30
2.3. Творческие
навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Минимальный уровень обучающийся
в
состоянии
выполнить лишь простейшие
задания педагога.
Средний уровень –
обучающийся выполняет задачи
с помощью педагога или на
основе образца.
Максимальный уровень обучающийся выполняет задачи
самостоятельно, не испытывает
трудностей.
Творческий уровеньобучающийся выполняет
практические задания с
элементами творчества
1
Контрольные
задания
5
10
15
3. Обще учебные умения и навыки
1
2
3
3.1. Учебно-интеллектуальные умения
3.1.1.
Умения Самостоятельн Минимальный
уровень
подбирать
и ость в подборе обучающийся
испытывает
анализировать
и анализе
серьезные
затруднения,
специальную
литературы
нуждается в постоянной помощи
литературу
и контроле.
Средний уровень –
обучающийся
работает
с
помощью
педагога
или
родителей.
Максимальный
уровень
обучающийся
работает
самостоятельно, не испытывает
особых затруднений
3.1.2. Умение
Самостоятельн « »
пользоваться
ость
компьютерными
пользования
источниками
компьютерным
информации
и источниками
информации
3.1.3. Умение
Самостоятельн « »
осуществлять
ость в учебноучебноисследовательс
исследовательскую кой работе
работу (готовить
рефераты,
проводить учебные
исследования)
3.2. Учебно - коммуникативные умения
4
5
1
Анализ
исследователь
ской работы
5
10
« »
Наблюдение
« »
« »
31
3.2.1.
Умение Адекватность
слушать и слышать восприятия
педагога
информации,
идущей от
педагога
Минимальный
уровень
обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения
в
восприятии информации.
Средний уровень –
обучающийся
почти
не
испытывает
затруднения
в
восприятии информации.
Максимальный
уровень
обучающийся
адекватно
воспринимает информацию
3.2.2 .Умение
Свобода
Минимальный
уровень
выступать
перед владения
и испытание
серьезных
аудиторией
подачи
затруднений
в
передаче
подготовленно информации.
й информации Средний уровень –
почти нет затруднения в подаче
информации.
Максимальный
уровень
свободное
транслирование
информации
1
2
3
3.2.3. Умение вести Самостоятельн Минимальный
уровень
полемику,
ость в
обучающийся
испытывает
участвовать в
построении
серьезные
затруднения,
дискуссии
дискуссионного нуждается в постоянной помощи.
выступления, Средний уровень –
логичность в обучающийся
испытывает
построении
некоторые затруднения, иногда
доказательств нуждается в помощи.
Максимальный
уровень
обучающийся не испытывает
особых затруднений
1
Наблюдение
5
10
« »
« »
4
1
5
Наблюдение
5
10
3.3. Учебно-организационные умения и навыки
3.3.1. Умение
организовывать
рабочее (учебное)
место
Способность
Минимальный уровень –
готовить свое обучающийся
испытывает
рабочее место к серьезные затруднения.
деятельности и Средний уровень –
убирать его за объем
усвоенных
навыков
собой
составляет более ½ объема,
предусмотренного программой.
Максимальный уровень освоение практически всего
объема
навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период
« »
« »
32
3.3.2. Навыки
соблюдения
правил
безопасности
Соответствие
реальных
навыков
правилам
безопасности
« »
« »
« »
3.3.3. Умение
Аккуратность и « »
аккуратно
ответственност
выполнять работу ь в работе
« »
« »
1.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
им образовательной программы:
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
1
2
Степень выраженности
оцениваемого качества
Возмо
жное
число
баллов
Методы
диагностики
4
5
4
5
3
1. Организационно-волевые качества
1
1. Терпение
2. Воля
3. Самоконтроль.
2
3
Способность Терпения хватает менее чем на 1
переносить
½ часть занятия.
(выдерживать) Терпения хватает более чем на ½ 5
известные
часть занятия.
нагрузки
в Терпения хватает на все занятие 10
течении
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность Волевые усилия побуждаются 1
активно
извне.
побуждать себя Волевые
усилия
иногда 5
к практическим побуждаются самим ребенком.
действиям
Волевые
усилия
всегда 10
побуждаются самим ребенком
Наблюдение
Умение
Постоянно
действует
под 1
контролировать воздействием контроля извне.
свои поступки Периодически контролирует
5
(приводить
к себя сам.
должному свои Постоянно контролирует
10
действия)
себя сам
2. Ориентированные качества
Наблюдение
Наблюдение
33
1. Самооценка
1
5
10
Анкетировани
е
2.
Интерес
к Осознанное
Продиктовано
обучающемуся 1
занятиям в детском участие
извне.
объединении
обучающегося Периодически поддерживается 5
в освоении
самим обучающимся.
общеобразоват Постоянно поддерживается
10
ельной
самостоятельно
программы
3. Поведенческие качества
Тестирование
1 .Конфликтность Способность Периодически провоцирует
0
(отношение
занять
конфликты.
обучающегося
к определенную Сам в конфликтах не участвует, 1
столкновению
позицию
в старается их избегать.
интересов
в конфликтной Пытается самостоятельно
10
процессе
ситуации
уладить возникшие конфликты
взаимодействия)
Тестирование
м
(метод
незаконченно
го
предложения)
1
Способность Завышенная.
оценивать себя Заниженная.
адекватно
Нормальная
реальным
достижениям
2
3
2.
Тип Умение
Избегает участия в общих делах. 1
сотрудничества
воспринимать Участвует при побуждении
5
(отношение
общие дела как извне.
обучающегося к
свои
Инициативен в общих делах
10
общим
делам
собственные
объединения)
4
5
Наблюдение
Способы оценки результатов реализации
дополнительных образовательных программ
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, о её результатах необходимо судить по двум группам
показателей:
учебным, фиксирующим предметные и обще учебные знания, умения,
навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения общеобразовательной
программы
(мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
общеобразовательной программе);
личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в объединении (мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им общеобразовательной программы). Данные
34
мониторинги проводятся дважды в год (декабрь, май) и позволяют
эффективно выстраивать учебно-воспитательный процесс.
VIII. Управление реализацией программы
Управленческая деятельность в МБОУ ДО ЦДО претерпевает
изменения:
авторитарное
администрирование
уступает
место
демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий
педагогам. Цель и результат управления обращены на учащегося и на создание
условий, необходимых для развития творческого потенциала личности
ребенка и педагога. Управленческая деятельность в Центре направлена на
взаимодействие субъектов и объектов деятельности.
Исходя из этого, определяются подходы к управлению реализацией
образовательной программы.
Управление реализацией программы построено с учетом основных
функций и осуществляется на 5 взаимосвязанных уровнях:
стратегический - уровень директора,
тактический - уровень заместителей директора,
оперативный - уровень педагогических работников,
уровень детского коллектива, родителей (законных представителей).
В соответствии с каждым уровнем определены субъекты управления личности и коллегиальные органы:
на уровне директора - общее собрание членов трудового коллектива,
педагогический совет, совещания при директоре, аттестационная комиссия;
на уровне заместителя директора - методический совет;
заместителя директора – совещания с техническим и обслуживающим
персоналом;
на уровне методистов и педагогических работников – проблемные
группы, временные творческие группы;
на уровне детского коллектива - творческие коллективы учащихся.
Объектами управления выступает вся педагогическая система МБОУ
ДО ЦДО, основными компонентами которой являются: образовательный
процесс;
методическое
обеспечение
образовательного
процесса;
межличностные отношения участников образовательного процесса; система
повышения квалификации педагогических работников; необходимая учебноматериальная база образовательного процесса, условия безопасности
учреждения.
Управление и контроль за реализацией программы осуществляется
координатором программы – директором.
Администрация учреждения несет ответственность за ход и конечные
результаты реализации программы, рациональное использование финансовых
средств, определяет формы и методы управления реализацией программы в
целом.